http://dudu.com/nsrd dudu.com http://dagparliament.livejournal.com/ https://twitter.com/dagparliament http://vk.com/id177885078
написать письмо | карта сайта | English version | Версия для слабовидящих
Поиск

История парламентаризма в Дагестане

Главная / Республика Дагестан / О республике / История парламентаризма в Дагестане
27 Февраля 2012 История парламентаризма в Дагестане »

Народное Собрание Республики Дагестан первого созыва (1995 - 1999 гг.)

Народное Собрание Республики Дагестан первого созыва приступило к работе 18 апреля 1995 года. Эту дату можно считать началом функционирования в республике представительной власти нового типа, дальнейшего развития демократии и парламентаризма, когда деятельность государственной власти в республике стала строиться на важнейшем конституционном принципе разделения властей.

Главной задачей первого созыва парламента было создание законодательной основы для организации работы представительного органа власти, дальнейшего развития демократических процессов и проведения экономических реформ.

Становление парламента проходило в непростых условиях. Как и во всей стране, в тот период в республике накопилось множество нерешенных экономических, политических и социальных проблем, большинство из которых были обусловлены системным кризисом во всех сферах нашей жизни. Этот период характеризовался также обострением межнациональных отношений. Меры, принятые органами государственной власти и местного самоуправления позволили сохранить единство и целостность Республики Дагестан в составе Российской Федерации, обеспечить межнациональное и межконфессиональное согласие.

В соответствие с Конституцией Республики Дагестан Народное Собрание состояло из 121 депутата, трое из них - женщины.

Было образовано пять комитетов: по законодательству, законности, государственному устройству и местному самоуправлению; по бюджету, финансам и налогам; по межнациональным отношениям, внешним связям, делам общественных объединений и религиозных организаций, по социальной политике и по экономической политике.

В Народное Собрание был избран 31 депутат Верховного Совета республики. Работа в новом парламенте потребовала большего профессионализма, знаний во многих областях, особенно для тех депутатов, которые стали работать в комитетах Народного Собрания на постоянной профессиональной основе. Депутаты стали активными участниками законотворческого процесса.

Народное Собрание работало достаточно напряженно. За первый созыв принято 84 закона и 256 постановлений.



Народное Собрание Республики Дагестан второго созыва (1999 - 2003 гг.)

Выборы в Народное Собрание второго созыва состоялись в марте 1999 года. В состав парламента был избран 31 депутат первого созыва, семь женщин.

В составе Народного Собрания стало семь комитетов: дополнительно образованы Комитет по аграрной политике и Комитет по науке, культуре и образованию.

Народное Собрание второго созыва приступило к своей работе в период начавшегося в России укрепления вертикали власти и подъема экономики страны. Новый курс руководства страны отразился и в региональном законотворчестве.

Это был сложный и ответственный период в жизни России и Дагестана, связанный с нападением на республику вооруженных бандформирований с территории Чеченской Республики. Парламент республики не только мобилизовал дагестанцев на отражение агрессии, но и своей законотворческой деятельностью способствовал обеспечению безопасности республики и страны. В сентябре 1999 года был принят Закон "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан".

Приоритетом деятельности депутатов второго созыва было совместно с исполнительной властью максимально сгладить последствия боевых действий, создать условия для нормальной жизни населения.

Преодоление кризисных явлений и переход к стабильному развитию в этот период были неразрывно связаны с повышением эффективности функционирования бюджетной системы республики.

Активизировалась работа по приведению всех ранее принятых правовых актов в строгое соответствие с федеральным законодательством.

За период второго созыва получило свое развитие законодательное регулирование сферы государственного и муниципального управления, совершенствовалась законодательная база, способствующая становлению в республике судебной власти.

Стали накапливать опыт работы вновь образованные комитеты - по науке, культуре и образованию и по аграрной политике.

Депутатами второго созыва принято 136 законов и 556 постановлений.



Народное Собрание Республики Дагестан третьего созыва (2003 - 2007 гг.)

В апреле 2003 года приступило к работе Народное Собрание третьего созыва. В парламенте 48 депутатов предыдущего созыва и шесть женщин.

К семи имеющимся комитетам прибавилось еще два - по местному самоуправлению и по собственности.

Законодательная деятельность парламента республики за истекший период третьего созыва была достаточно напряженной и сложной. Проведена большая работа по приведению законодательства республики в соответствие с федеральным законодательством. Главным содержанием деятельности Народного Собрания в этот период являлась реализация федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которыми распределены полномочия между Федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями и определено, что их исполнение соответственно будет обеспечиваться за счет региональных и муниципальных бюджетов, а также Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, внесшего в связи с принятием вышеуказанных федеральных законов изменения в большой массив федеральных законов. Это, в свою очередь, обязало принять большое количество республиканских законов. Среди них законы о местном самоуправлении, о статусе и границах муниципальных образований, о бюджетном процессе и межбюджетных отношениях, о защите прав ребенка, о социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жертв политических репрессий, о выплате ежемесячных пособий на ребенка, об оплате труда работников государственных учреждений, социальной поддержке по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан в сельской местности и поселках городского типа и другие.

Дальнейшая деятельность Народного Собрания будет направлена на последовательное и полное обеспечение реализации этих федеральных законов и развитие законодательной базы республики.

В истекший период третьего созыва принято 120 законов Республики Дагестан (к сведению: за все 10 лет принято 340 законов), 264 постановления Народного Собрания.



Народное Собрание Республики Дагестан четвертого созыва (2007 - 2011 гг.)

В марте 2007 года приступило к работе Народное Собрание Республики Дагестан четвертого созыва. Впервые парламент республики был сформирован по партийному принципу и представлен 72 депутатами, которые входили в депутатские фракции от политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Патриоты России». В парламенте представлены все народы, города и районы республики, что для многонационального Дагестана очень важно.

В Народном Собрании было образовано 10 комитетов: по законодательству, законности и государственному строительству; по бюджету, финансам и налогам; по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений; по здравоохранению и социальной политике; по экономической политике; по аграрной политике; по образованию, науке и культуре; по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; по местному самоуправлению; по экологии и природным ресурсам.

Деятельность парламента республики пришлась на нелегкое время мирового экономического кризиса, борьбы с террористическим бандподпольем.

Народное Собрание четвертого созыва провело значительную законотворческую работу по реализации основных направлений социально-экономического и общественно-политического развития республики. Парламентарии, несмотря на разные политические взгляды, активно взаимодействовали в ходе работы над законопроектами, обращались с депутатскими запросами, вносили законодательные инициативы в Государственную Думу ФС РФ, обменивались опытом с коллегами из законодательных органов субъектов РФ, принимали участие в мероприятиях Совета Федерации ФС РФ. В рамках своих представительских функций депутаты регулярно встречались с избирателями, своевременно реагировали на происходившие в республике события.

Проведена большая работа по приведению законодательства республики в соответствие с федеральным законодательством. В истекшем созыве шло постоянное совершенствование бюджетного законодательства. В частности, изменилась процедура принятия бюджета, который с 2009 года стал приниматься на трехлетний период. За последние годы было утверждено более 30 республиканских целевых программ и приняты законы, направленные на повышение уровня и качества жизни дагестанцев, усовершенствована правовая база для инвестиций и предпринимательской деятельности, приняты законы по развитию политической системы и повышению качества управления.

Развитию парламентаризма в республике способствовало создание в 2009 году Молодежного парламента при Народном Собрании РД, в состав которого вошли юноши и девушки с активной жизненной позицией. Члены Молодежного парламента участвовали в обсуждении проектов законов и республиканских целевых программ в области защиты прав и интересов молодежи, готовили рекомендации по основным направлениям развития законодательства республики в сфере молодежной политики.

Народным Собранием четвертого созыва принято 310 законов и 587 постановлений.

Дальнейшая деятельность Народного Собрания будет направлена на консолидацию дагестанского общества, принятие важных для социально-экономического развития республики законов, усиление контроля за расходованием бюджетных средств и исполнением законов.

Народное Собрание Республики Дагестан пятого созыва (2011 – 2016 гг.)
Работа в пятом созыве была направлена на законодательное обеспечение проводимых в республике преобразований, реализацию посланий Президента страны Федеральному Собранию и посланий Главы республики Народному Собранию, а также приоритетных проектов развития республики.
Вся деятельность Народного Собрания РД была ориентирована на стабилизацию общественно-политической обстановки в Дагестане и социально-экономическое развитие республики, а также решение проблем граждан.
Большое внимание уделялось укреплению семьи, воспитанию подрастающего поколения. Так, по предложению Главы республики Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова законодательно были установлены дополнительные меры социальной поддержки гражданам, усыновившим, взявшим под опеку, в приемную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из организаций по обслуживанию таких детей. В марте 2013 года был принят закон «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей», которым определена особая значимость поддержки семейных ценностей и становления личности путем создания благоприятных условий для взаимодействия родителей и педагогов.
В целях привлечения молодых специалистов для работы в органах власти были внесены изменения в законодательство о снижении квалификационных требований к стажу на должностях государственной гражданской и муниципальной службы. В Конституцию республики внесены нормы, согласно которым правом законодательной инициативы были наделены прокурор республики, Общественная палата и Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Укрепилась взаимосвязь между законодательными и исполнительными органами власти, усилились контрольные функции парламента. Депутатами регулярно заслушивались отчеты о деятельности Счетной палаты и министра внутренних дел. О своей деятельности ежегодно докладывал Народному Собранию Уполномоченный по правам человека в республике. В рамках «правительственного часа» заслушивалась информация руководителей органов исполнительной власти.
С 2013 года была введена практика выступления на сессиях представителей партийных фракций по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам, что дало им возможность довести общественно значимые проблемы до руководства республики.
Для оперативного реагирования при Народном Собрании был создан депутатский пост, куда звонили граждане с жалобами на действия либо бездействия должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.
Стала нормой организация прямых трансляций заседаний сессий Народного Собрания на официальном сайте парламента и размещение там списков с результатами открытого голосования. Еще одним нововведением стали регулярные встречи Главы республики с представителями фракций в Народном Собрании.
Налажено взаимодействие и обмен опытом между парламентами Республики Дагестан и Азербайджанской республикой. Группа депутатов Народного Собрания принимала участие в работе миссии международных наблюдателей на выборах Президента Азербайджанской Республики и выборах депутатов Милли Меджлиса Азербайджана. Подписано Соглашение о сотрудничестве между Народным Собранием Республики Дагестан (Российская Федерация) и Милли Меджлисом Азербайджанской Республики.
За время пятого созыва состоялись 63 заседания сессий, на которых были приняты 580 законов и 577 постановлений, систематически проводились парламентские и общественные слушания, в которых принимали участие представители общественных, молодежных и религиозных организаций, экспертного сообщества.

Уважаемые гости!

Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте Народного Собрания Республики Дагестан!

Председатель Народного
Собрания РД
Х. Шихсаидов
Прямая трансляция сессии НС РД Сведения об участии депутатов в сессиях
Муниципальные районы и городские округа
Опрос
Телекомпания РГВК ГТРК «Дагестан» Газета РИА

Если вы хотите связаться с нами или написать:

367005 Россия, Республика Дагестан, Махачкала пр-т Расула Гамзатова (Ленина), д.1
123
Яндекс.Метрика