123
27 Апреля 2013 27 апреля – День российского парламентаризма 27 апреля – День российского парламентаризма

Хизри Шихсаидов, Председатель Народного Собрания Республики Дагестан



В этом году 27 апреля впервые отмечается День российского парламентаризма, учрежденный по инициативе председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко и С.Е. Нарышкина.

Эта дата является днем начала работы в 1906 году в Санкт-Петербурге первого в отечественной истории демократического института, представительного учреждения – Государственной Думы, положившего начало становлению парламентаризма в нашей стране, что привело к изменению общественного политического миропорядка и системы общественных ценностей в России. Стали развиваться идеалы правового государства, демократии и свободы, складывался новый формат социально-политических ценностей, в котором важное место отводилось принципам народного представительства, ответственности перед избирателями, верховенства права, разделения властей, контроля законодательной власти над работой исполнительных органов.
Деятельность Государственной Думы в дореволюционный период развития государственности свидетельствует, что в ходе становления российского парламентаризма был накоплен ценный опыт работы демократических институтов и противостояния авторитарным тенденциям.
Отечественный и зарубежный опыт формирования и развития парламентаризма доказывает универсальность этой политико-правовой категории, которая в различных государствах приобретает специфику, обусловленную национальными особенностями.
Октябрьская революция и последовавшие за ней перемены в государственном устройстве России привели к созданию нового типа народного представительства – Советов, провозглашенных полновластными и единовластными органами народного представительства. Но, как известно, на деле Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политического руководства обществом и государством.
Вместе с тем избрание и периодическое обновление Советов способствовало укоренению идеи прямого народного представительства, укреплению государства, сохранению государственного единства в многонациональной стране, что в дальнейшем предопределило переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся в марте 1990 года, провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.
Страна переживала переходный период, когда параллельно, с одной стороны, сохранялся Съезд народных депутатов, а с другой – существовали Президент, двухпалатный Верховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, действовавшие фактически на основе принципа разделения властей. Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось более легкой задачей, чем управлять в соответствии с этим принципом.
Итогом нараставших противоречий стал политический кризис в сентябре-октябре 1993 года, завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 года ныне действующей Конституции Российской Федерации, в которой по сравнению с предыдущей принцип разделения властей реализован более последовательно и полно.
Современный российский парламент – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, – является представительным и законодательным органом Российской Федерации, выразителем воли и интересов народа. Федеральное Собрание вобрало в себя все лучшие традиции российского парламентаризма, его представительный характер обусловлен порядком формирования палат. Парламент в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции приобрел полную компетенцию в сфере законодательства.
На этот период приходится и становление парламентаризма в субъектах Российской Федерации.
Здесь уместно отметить, что история парламентаризма Республики Дагестан тесно связана с историей российского парламентаризма.
В Дагестане предшественником органов, олицетворяющих идею народного представительства, можно считать съезд алимов, наибов, других представителей местной власти, который созывался для решения важных вопросов государственной жизни имамата в период его существования на территории Дагестана.
После октябрьской революции 1917 года и гражданской войны в России Дагестан обрел политический статус. 13 ноября 1920 года на Чрезвычайном съезде народов Дагестана была провозглашена декларация об автономии Дагестана, а 20 января 1921 года был принят Декрет об образовании Дагестанской АССР.
В декабре 1921 года на первом учредительном съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был избран Центральный исполнительный комитет ДАССР, который между съездами Советов являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ЦИК ДАССР прекратил свою деятельность в июле 1938 года в связи с началом работы первой сессии Верховного Совета ДАССР, который возглавлял всю систему государственных органов ДАССР.
В 1994 году на первом Конституционном Собрании Республики Дагестан была принята Конституция Республики Дагестан, открывшая новую страницу в развитии государственности многонационального дагестанского народа, ознаменовавшая вступление республики на путь демократического развития.
Принятая Конституционным Собранием Республики Дагестан 10 июля 2003 года новая Конституция Республики Дагестан отразила в себе позитивные перемены, произошедшие в стране, современные тенденции государственно-правового развития России. Она подтвердила верность дагестанцев курсу на укрепление российской государственности, стала прочной базой для дальнейшего повышения эффективности функционирования органов власти, развития демократии и позитивных процессов в жизни дагестанского общества и закрепила принцип разделения властей.
Народное Собрание Республики Дагестан первого созыва приступило к работе 18 апреля 1995 года. Эту дату можно считать началом функционирования в республике представительной власти нового типа, дальнейшего развития демократии и парламентаризма, когда деятельность органов государственной власти республики стала строиться на важнейшем конституционном принципе разделения властей.
Становление парламента проходило в непростых условиях. Как и во всей стране, к этому времени в республике накопилось множество нерешенных проблем, большинство из которых были обусловлены системным кризисом во всех сферах нашей жизни. Меры, принятые органами государственной власти и органами местного самоуправления, позволили сохранить единство и целостность Республики Дагестан в составе Российской Федерации, обеспечить межнациональное и межконфессиональное согласие.
В последующем деятельность Народного Собрания была направлена на своевременное и качественное законодательное обеспечение проводимых в республике преобразований, приведение законодательства республики в соответствие с федеральным, развитие и совершенствование законодательства по социальным вопросам, вопросам образования, культуры и спорта, экологической безопасности. Утверждаемые Народным Собранием программы способствуют повышению уровня и качества жизни дагестанцев. В центре внимания парламентариев находились и находятся вопросы государственного строительства, соблюдения конституционных прав и безопасности граждан, развития гражданского общества, местного самоуправления, агропромышленного комплекса, сделаны важные шаги по повышению инвестиционной привлекательности республики, проводится работа по укреплению межпарламентских связей.
Сегодня Народное Собрание – парламент Республики Дагестан – является посто¬янно действующим законодательным (представительным) органом государ¬ст¬венной власти Республики Дагестан, где представлены все народы и территории республики. Необходимо отметить, что мнение депутатского корпуса в наиболее полной мере отражает мнение всего дагестанского народа и повышение уровня законотворческой работы депутатов должно стать значимым вкладом Народного Собрания в общественно-политическое и социально-экономическое развитие Дагестана и России в целом.
Таким образом, сущность парламентаризма как неотъемлемой составляющей правового государства и гражданского общества заключается в том, что он способствует консолидации всех ветвей власти в обеспечении прав и свобод личности, а также повышению уровня гражданской сознательности и правовой культуры граждан нашей страны.
Обращаясь сегодня к историческому опыту, мы восстанавливаем связь времен, укрепляем основу современного российского парламентаризма и придаем ему новое качество. Как отметил в своем выступлении на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в июне 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин, День российского парламентаризма послужит еще одним символом преемственности наших государственных и парламентских традиций.
 

Если вы хотите связаться с нами или написать: Россия, Республика Дагестан, Махачкала пр-т Расула Гамзатова (Ленина), д.1
Информационно-аналитический отдел Аппарата НС РД 8 (8722) 67-31-59

nsrdag@yandex.ru